

Приложение
к приказу Службы по лицензированию Республики Тыва
от «11» октября 2019 № 445
профилактики нарушения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2019 – 2021 годы
ПАСПОРТ
Правовые основания разработки Программы |
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; - Постановление Правительства РФ от 26.12.2018 г. № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами» |
Виды контрольно-надзорной деятельности, в рамках которой проводится профилактическая работа |
Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Сроки реализации этапов Программы |
01.01.2019 - 31.12.2021 |
Целевая аудитория Программы |
подконтрольные субъекты |
Исполнители мероприятий Программы |
Отдел лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ |
Должностное лицо, ответственное за координацию мероприятий Программы |
Сат Инна Кызыл-ооловна - заместитель руководителя Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва |
Должностные лица, ответственные за реализацию мероприятий Программы |
Намдан Эртине Юрьевич – начальник отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ; Дугер Менги Михайловна – заместитель начальника отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ; Хертек Даваасурун Олегович – консультант отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ; Монгуш Лирьяна Далай-ооловна – консультант отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ; Допай Олча Максимовна – консультант отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ |
В соответствии с Положением о Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 25.01.2011 № 39, Служба по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва (далее - Служба) является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 6.3.1 Положения установлено, что Служба осуществляет полномочия по региональному государственному контролю (надзору) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Подконтрольными субъектами Службы являются 72 организаций на 177 обособленных торговых объектах.
Подконтрольными субъектами профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции являются:
организации, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции;
организации, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
Нарушений обязательных требований по результатам проведенных внеплановых проверок не выявлено.
В рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов, в 2019 году уполномоченными должностными лицами Службы было составлено 89 (АППГ – 69), протоколов об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- 4 (АППГ-4) протокола по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота);
- 32 (АППГ-32) протоколов по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции);
- 31 (АППГ-4) протоколов по ст. 14.19 КоАП РФ (нарушение учета алкогольной продукции);
- 22 (АППГ-24) протоколов по ст. 15.13 КоАП РФ (нарушение порядка и сроков при декларировании).
В соответствии с подпунктом 7 части 1, частями 2 и 4 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ, абзацем шестым пункта 1 статьи 6, подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона № 171-ФЗ Службой проведятся наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации, содержащейся в ФГИС «База данных деклараций».
Предметом наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом, являлось соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, требований к порядку и срокам представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений.
Наблюдение проводилось в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По результатам указанных мероприятий по контролю выявлены следующие нарушения:
На рассмотрение в судебные органы направлено 5 дел об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ (оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота) все находятся на рассмотрении.
С целью повышения эффективности контроля за оборотом алкогольной продукции Службой выстроено взаимодействие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти –Министерством внутренних дел по Республике Тыва, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва), органами прокуратуры, Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, органами местного самоуправления, общественными объединениями.
Наряду с мероприятиями по контролю Службой за отчетный период 2019 года осуществляло мероприятия по профилактике нарушений обязательных спиртосодержащей продукции.
В муниципальных образованиях Республики Тыва с хозяйствующими субъектами проводятся семинары-совещания, на которых рассматриваются вопросы лицензирования, декларирования, работы ЕГАИС, соблюдения обязательных требований, а также административной ответственности за совершение правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При обращении в лицензирующий орган каждый соискатель или лицензиат проходит инструктаж по соблюдению обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции, а также получает памятку, содержащую основные правила розничной продажи алкогольной продукции. Памятка размещена на официальном сайте министерства (http://license.rtyva.ru).
Несмотря на то, что подконтрольную среду Службы составляют хозяйствующие субъекты, с целью обеспечения снижения уровня нарушений особое внимание уделяется вопросам взаимодействия с гражданами - потребителями. Здесь применяется комплекс мер превентивного характера. Они направлены, в первую очередь, на разъяснение положений законодательства. В частности, Служба разрабатывает методические материалы, помогающие жителям области распознать поддельный алкоголь и уберечься от опасности.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, а также профилактики правонарушений Службой разработаны и размещены на официальном сайте информационные брошюры «Отличи подделку», «Алкоголь и дети – несовместимы!».
Кроме того, активно используются такие форматы как проведение прямых линий, личные приёмы граждан.
Специалисты Службы ведут консультирование по телефону и разъяснительную работу с организациями с целью предотвращению нарушений, осуществляют электронную рассылку информационных материалов лицензиатам. Вопросы оборота алкогольной продукции рассматриваются на общественном совете Службы.
В постоянном режиме работает «горячая линия», созданная по Поручению Президента Российской Федерации от 10.11.2011 № ПР-3379, по вопросам соблюдения требований Федерального закона 171-ФЗ в части соблюдения требований к розничной продаже алкогольной продукции.
На официальном сайте министерства в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» размещены Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) в области розничной продажей алкогольной продукции, результаты проведения плановых и внеплановых проверок и обобщение правоприменительной практики, а также перечень типичных нарушений в области розничной продажи алкогольной продукции.
В целях профилактики и предупреждения совершения нарушений законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции, за отчетный период в 2019 году Службой проведено 2 публичных обсуждений результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности и 12 семинаров по отдельным проблемным вопросам применения обязательных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции.
Анализ контрольно-надзорной деятельности Службы позволяет сделать вывод, что основными причинами нарушения законодательства в сфере регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Тыва являются:
правовая неграмотность подконтрольных субъектов;
низкий уровень правосознания подконтрольных субъектов, а также их пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей;
недостаточный контроль со стороны руководителей подконтрольных субъектов за исполнением должностных обязанностей работниками.
В этой связи основная направленность профилактической работы по-прежнему должна быть связана с повышением информированности подконтрольных субъектов.
Таким образом, в ходе анализа профилактической работы можно выделить следующие зоны, требующие особого внимания:
повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
адаптация форм информирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований для эффективного восприятия подконтрольными субъектами;
формирование понимания обязательных требований у подконтрольных субъектов;
повышение уровня правосознания подконтрольных субъектов, а также формирование ответственного отношения к исполнению своих публично- правовых обязанностей;
обеспечение доступности сведений о применении обязательных требований, основных ошибках при их применении и способах их предотвращения;
создание системы «обратной связи» с подконтрольными субъектами по вопросам применения обязательных требований, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
осуществление превентивного разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований;
обеспечение устойчивого взаимодействия, основанного на диалоге, с подконтрольными субъектами и повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к Службе;
осуществление мер по мотивации подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований.
Целями проведения профилактической работы являются:
предупреждение нарушений обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции;
предотвращение риска причинения вреда и снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда охраняемым законом ценностям;
формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов;
повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
Для достижения основных целей профилактической работы необходимо решение следующих задач:
выявление причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушения обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
Проведение предусмотренных Программой мероприятий осуществляется за счет средств бюджета Республики Тыва.
Штатная численность должностных лиц, выполняющих функции по контролю и профилактике, 8 единиц.
Сат Инна Кызыл-ооловна - заместитель руководителя Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, тел. 8 (39422) 6-39-12;
Намдан Эртине Юрьевич – начальник отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ;
Дугер Менги Михайловна – заместитель начальника отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ;
Хертек Даваасурун Олегович – консультант отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ;
Монгуш Лирьяна Далай-ооловна – консультант отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ;
Допай Олча Максимовна – консультант отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ тел. 8 (39422) 6-44-55.
Реализация настоящей Программы будет способствовать достижению следующих результатов:
- повышение уровня правосознания подконтрольных субъектов, а также формирование ответственного отношения к исполнению своих публично- правовых обязанностей;
- повышение уровня соблюдения обязательных требований розничной продажи алкогольной продукции;
- повышение эффективности регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
Эффективность реализации Программы определяется увеличением значения показателя «доля охвата дифференцированных подконтрольных субъектов профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов» (ДО, в %).
Цель данного показателя – отразить увеличение охвата дифференцированных подконтрольных субъектов профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов за отчетный период.
Фактическое значение показателя определяется по следующей формуле:
где:
А – количество дифференцированных подконтрольных субъектов, в отношении которых проводились профилактические мероприятия в отчетном периоде;
С – общее количество подконтрольных субъектов.