3. Приказ № 445 от 11.10.2019 г. "Об утверждении Программы профилактики нарушения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2019 – 2021 годы Службы по лицензированию и надзору ..."

 

Приложение

к приказу Службы по лицензированию Республики Тыва

от «11» октября 2019 № 445

 

Программа

профилактики нарушения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2019 – 2021 годы

 

ПАСПОРТ

 

Правовые основания разработки Программы

- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Постановление Правительства РФ от 26.12.2018 г. № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами»

Виды контрольно-надзорной деятельности, в рамках которой проводится профилактическая работа

Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

Сроки реализации этапов Программы

01.01.2019 - 31.12.2021

Целевая аудитория Программы

подконтрольные субъекты

Исполнители мероприятий Программы

Отдел лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ

Должностное лицо, ответственное за координацию мероприятий Программы

Сат Инна Кызыл-ооловна - заместитель руководителя Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва

Должностные лица, ответственные за реализацию мероприятий Программы

Намдан Эртине Юрьевич – начальник отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ;

Дугер Менги Михайловна – заместитель начальника отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ;

Хертек Даваасурун Олегович – консультант отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ;

Монгуш Лирьяна Далай-ооловна – консультант отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ;

Допай Олча Максимовна – консультант отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ

I.Анализ текущего состояния подконтрольной среды

 

В соответствии с Положением о Службе по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 25.01.2011 № 39, Служба по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва (далее - Служба) является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 6.3.1 Положения установлено, что Служба осуществляет полномочия по региональному государственному контролю (надзору) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 

1.Описание видов и типов подконтрольных субъектов

 

Подконтрольными субъектами Службы являются 72 организаций на 177 обособленных торговых объектах.

Подконтрольными субъектами профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции являются:

организации, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции;

организации, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

 

2.Статистические показатели состояния

подконтрольной среды

 

Лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции).

В рамках лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания Службой в 2019 году проведено 69 внеплановых проверок.

Внеплановые проверки проведены на основании:

заявлений о выдаче, переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии – 82;

Нарушений обязательных требований по результатам проведенных внеплановых проверок не выявлено.

 

Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов

 

В рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов, в 2019 году уполномоченными должностными лицами Службы было составлено 89 (АППГ – 69), протоколов об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

- 4 (АППГ-4) протокола по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота);

- 32 (АППГ-32) протоколов по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции);

- 31 (АППГ-4) протоколов по ст. 14.19 КоАП РФ (нарушение учета алкогольной продукции);

- 22 (АППГ-24) протоколов по ст. 15.13 КоАП РФ (нарушение порядка и сроков при декларировании).

 

Государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции

 

В соответствии с подпунктом 7 части 1, частями 2 и 4 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ, абзацем шестым пункта 1 статьи 6, подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона № 171-ФЗ Службой проведятся наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации, содержащейся в ФГИС «База данных деклараций».

Предметом наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом, являлось соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, требований к порядку и срокам представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений.

Наблюдение проводилось в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По результатам указанных мероприятий по контролю выявлены следующие нарушения:

  • искажение информации при декларировании оборота алкогольной продукции;
  • нарушение порядка и сроков при декларировании оборота алкогольной продукции.

На рассмотрение в судебные органы направлено 5 дел об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ (оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота) все находятся на рассмотрении.

С целью повышения эффективности контроля за оборотом алкогольной продукции Службой выстроено взаимодействие с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти –Министерством внутренних дел по Республике Тыва, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва), органами прокуратуры, Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, органами местного самоуправления, общественными объединениями.

 

3.Текущий уровень развития профилактических мероприятий, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

 

Наряду с мероприятиями по контролю Службой за отчетный период 2019 года осуществляло мероприятия по профилактике нарушений обязательных спиртосодержащей продукции.

В муниципальных образованиях Республики Тыва с хозяйствующими субъектами проводятся семинары-совещания, на которых рассматриваются вопросы лицензирования, декларирования, работы ЕГАИС, соблюдения обязательных требований, а также административной ответственности за совершение правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При обращении в лицензирующий орган каждый соискатель или лицензиат проходит инструктаж по соблюдению обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции, а также получает памятку, содержащую основные правила розничной продажи алкогольной продукции. Памятка размещена на официальном сайте министерства (http://license.rtyva.ru).

Несмотря на то, что подконтрольную среду Службы составляют хозяйствующие субъекты, с целью обеспечения снижения уровня нарушений особое внимание уделяется вопросам взаимодействия с гражданами - потребителями. Здесь применяется комплекс мер превентивного характера. Они направлены, в первую очередь, на разъяснение положений законодательства. В частности, Служба разрабатывает методические материалы, помогающие жителям области распознать поддельный алкоголь и уберечься от опасности.

В целях защиты жизни и здоровья граждан, а также профилактики правонарушений Службой разработаны и размещены на официальном сайте информационные брошюры «Отличи подделку», «Алкоголь и дети – несовместимы!».

Кроме того, активно используются такие форматы как проведение прямых линий, личные приёмы граждан.

Специалисты Службы ведут консультирование по телефону и разъяснительную работу с организациями с целью предотвращению нарушений, осуществляют электронную рассылку информационных материалов лицензиатам. Вопросы оборота алкогольной продукции рассматриваются на общественном совете Службы.

В постоянном режиме работает «горячая линия», созданная по Поручению Президента Российской Федерации от 10.11.2011 № ПР-3379, по вопросам соблюдения требований Федерального закона 171-ФЗ в части соблюдения требований к розничной продаже алкогольной продукции.

На официальном сайте министерства в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» размещены Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) в области розничной продажей алкогольной продукции, результаты проведения плановых и внеплановых проверок и обобщение правоприменительной практики, а также перечень типичных нарушений в области розничной продажи алкогольной продукции.

В целях профилактики и предупреждения совершения нарушений законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции, за отчетный период в 2019 году Службой проведено 2 публичных обсуждений результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности и 12 семинаров по отдельным проблемным вопросам применения обязательных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции.

Анализ контрольно-надзорной деятельности Службы позволяет сделать вывод, что основными причинами нарушения законодательства в сфере регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Тыва являются:

правовая неграмотность подконтрольных субъектов;

низкий уровень правосознания подконтрольных субъектов, а также их пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей;

недостаточный контроль со стороны руководителей подконтрольных субъектов за исполнением должностных обязанностей работниками.

В этой связи основная направленность профилактической работы по-прежнему должна быть связана с повышением информированности подконтрольных субъектов.

Таким образом, в ходе анализа профилактической работы можно выделить следующие зоны, требующие особого внимания:

повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

адаптация форм информирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований для эффективного восприятия подконтрольными субъектами;

формирование понимания обязательных требований у подконтрольных субъектов;

повышение уровня правосознания подконтрольных субъектов, а также формирование ответственного отношения к исполнению своих публично- правовых обязанностей;

обеспечение доступности сведений о применении обязательных требований, основных ошибках при их применении и способах их предотвращения;

создание системы «обратной связи» с подконтрольными субъектами по вопросам применения обязательных требований, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;

осуществление превентивного разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований;

обеспечение устойчивого взаимодействия, основанного на диалоге, с подконтрольными субъектами и повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к Службе;

осуществление мер по мотивации подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований.

II.Цели и задачи проведения профилактической работы.

 

Целями проведения профилактической работы являются:

предупреждение нарушений обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции;

предотвращение риска причинения вреда и снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;

устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда охраняемым законом ценностям;

формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов;

повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.

Для достижения основных целей профилактической работы необходимо решение следующих задач:

выявление причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушения обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;

формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;

повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.

 

  1. Определение ресурсного обеспечения Программы

 

Проведение предусмотренных Программой мероприятий осуществляется за счет средств бюджета Республики Тыва.

Штатная численность должностных лиц, выполняющих функции по контролю и профилактике, 8 единиц.

 

IV.Перечень уполномоченных должностных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий

Сат Инна Кызыл-ооловна - заместитель руководителя Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, тел. 8 (39422) 6-39-12;

Намдан Эртине Юрьевич – начальник отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ;

Дугер Менги Михайловна – заместитель начальника отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ;

Хертек Даваасурун Олегович – консультант отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ;

Монгуш Лирьяна Далай-ооловна – консультант отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ;

Допай Олча Максимовна – консультант отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию РТ тел. 8 (39422) 6-44-55.

 

V.Оценка эффективности Программы

 

Реализация настоящей Программы будет способствовать достижению следующих результатов:

- повышение уровня правосознания подконтрольных субъектов, а также формирование ответственного отношения к исполнению своих публично- правовых обязанностей;

- повышение уровня соблюдения обязательных требований розничной продажи алкогольной продукции;

- повышение эффективности регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной продукции.

Эффективность реализации Программы определяется увеличением значения показателя «доля охвата дифференцированных подконтрольных субъектов профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов» (ДО, в %).

Цель данного показателя – отразить увеличение охвата дифференцированных подконтрольных субъектов профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов за отчетный период.

Фактическое значение показателя определяется по следующей формуле:

 

где:

А – количество дифференцированных подконтрольных субъектов, в отношении которых проводились профилактические мероприятия в отчетном периоде;

С – общее количество подконтрольных субъектов.