9. Обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2020 год

Обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2020 год

Целью деятельности Отдела лицензирования и контроля отдельных видов деятельности Службы по лицензированию Республики Тыва (далее – Отдел) как органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – Региональный контроль) в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) на территории Республики Тыва, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений допущенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, соблюдение обязательных, в том числе лицензионных, требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Основными задачами Отдела при осуществлении регионального контроля являются соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных, в том числе лицензионных, требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 22.11.2018 г. № 589 «Об утверждении перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, и критериев отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо к определенному классу (категории) опасности при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)» в рамках осуществления Регионального контроля применяется риск-ориентированный подход.

Настоящие критерии применяются исключительно в отношении организаций, имеющих лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Исполнение мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Административным регламентом исполнения Службой по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Тыва (приказ Службы по лицензированию от 23.04.2018 г. № 153).

В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 433-ФЗ), вступившей в силу 01 июля 2018 г., плановые проверки в отношении организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, не проводятся, в связи с введением моратория на запрет проведения плановых проверок с 1 января 2016 г. и до конца 2020 г., согласно Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Несмотря на это, Служба направила в Прокуратуру РТ проект ежегодных плановых проверок на 2020 год, в количестве 27 организаций, но Прокуратура РТ одобрила проверку только 9-ти организаций (5 по алкоголю, 4 по объектам культурного наследия, а в проведении проверок 18 организаций отказано.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в 2020 г. на территории Республики Тыва по распространению новой коронавирусной инфекции в отчетном периоде проведена одна плановая проверка в отношении лицензиата ГБУ «Хозяйственное управление исполнительных и законодательных органов государственной власти РТ», в результате проверки нарушений законодательства розничной продажи алкогольной продукции не зафиксировано.

С введением постановления Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в 2020 году в отношении юридических лиц все плановые проверки Отдела в 2020 г. были отменены с направлением соответствующих изменений по проверкам в прокуратуру Республики Тыва.

Таким образом на сегодняшний день Служба проводит контрольные мероприятия в виде внеплановых проверок и административных расследований.

За 2020 г. общее количество внеплановых проверок, проведенных Отделом составило 27 (2019 г. – 86).

Также за 2020 год уполномоченными должностными лицами Службы составлено 73 (АППГ-131) протоколов об административном правонарушении. Из них 64 на должностных лиц, 9 на юридических лиц:

- 11 (АППГ-10) протоколов по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (отсутствие товаросопроводительных документов);

- 32 (АППГ-41) протоколов по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции);

- 17 (АППГ-50) протокола по ст. 14.19 КоАП РФ (нарушение учета алкогольной продукции);

- 11 (АППГ-26) протокола по ст. 15.13 КоАП РФ (нарушение порядка и сроков при декларировании);

- 2 (АППГ-4) протоколов по ст. 20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения административного наказания).

Уменьшение составленных протоколов об административном правонарушении в 2020 г. связано с введением Постановления Правительства Республики Тыва от 01.04.2020 г. № 122 «О запрете розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Тыва», которым был введен полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции на территории Республики Тыва с 1 апреля 2020 г. до особого распоряжения.

Практика показывает, что основная масса нарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции допускается индивидуальными предпринимателями по продаже пива и пивных напитков (нарушение запрета времени продаж, отсутствие товаросопроводительных документов, продажи в выходные дни).

Судебными органами республики в 2020 г. рассмотрено и принято решения по привлечению к административной ответственности с изъятием алкогольной продукции, находящегося в нелегальном обороте 728 шт. (639,52 литр) 8 административных материалов по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (отсутствие товаросопроводительных документов) и ст. 20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения административного наказания). По всем материалам Отдела приняты положительные решения по привлечению организаций и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности с уничтожением изъятой алкогольной продукции, находящегося в нелегальном обороте. 1 дело находится на стадии административного расследования.

За нарушение обязательных требований по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных Федеральным законом № 171-ФЗ и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена административная ответственность в соответствии нормами КоАП РФ.