11. Приказ № 722 от 29.11.2019 г. "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия федерального значения"

 

Утверждено приказом

Службы по лицензированию

Республики Тыва

«29» ноября 2019 г. № 722

 

 

РУКОВОДСТВО

по соблюдению обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия федерального значения

 

 

В соответствии со статей 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

Согласно статье 4 Федеральный закон № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия.

Согласно п.3 части 1 ст.9.1 Федеральный закон № 73-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии со статьей 48 вышеназванного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Обязательные требования в области охраны объектов культурного наследия установлены следующими нормативными правовыми актами:

- Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года (утверждено решением 1 – й сессии Комитета всемирного наследия № СС – 77/CONF. 001/8 в 1977 г. (с изменениями, внесенными решением 27 – й сессии Комитета всемирного наследия № 27 COM  10 в 2003 г.));

- Федеральный закон от 25.06.2002 № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190 – ФЗ;

           - Положение о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 № 740;

           - Положение о государственной историко – культурной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569;

- Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972;

         - Инструкция о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения, утвержденная приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 07.08.2009 № 142;

- Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 № 1745;

- Порядок приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.06.2015 № 1840;

- Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20.11.2015 № 2843;

- Закон Республики Тыва от 18.01.2013 г. № 1772-ВХ «Об охране и использовании историко-культурного наследия народов Республики Тыва»;

- приказ Министерства культуры Российской Федерации от 01.08.2018 г № 1357 «Об утверждении типового Административного регламента осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации либо структурными подразделениями высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации);

- приказа Службы по лицензированию Республики Тыва «Об утверждении Административного регламента осуществления федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).

         Обязательные требования подлежат исполнению органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и физическими лицами, являющимися правообладателями объектов культурного наследия федерального значения либо осуществляющими деятельности в отношении объектов культурного наследия федерального значения (территориях объектов культурного наследия, в зонах охраны или защитных зонах объектов культурного наследия, на земельных участках непосредственно связанных  с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия).

В соответствии со статьей 3.1. Федерального закона от 25.06.2002 № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с указанной статьей.

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.

Управление по охране объектов культурного наследия Службы по лицензирования и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва (далее – Управление Службы) в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Положением об управлении, утвержденном приказом Службы по лицензированию Республики Тыва от 29.11.2019 г. № 720 осуществляет:

- федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;

В то же время следует отразить что Федеральный закон от 07.06.2017 № 116 - ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов в установленной сфере деятельности осуществляется государственными органами охраны объектов культурного наследия в пределах своей компетенции и при осуществлении ими соответствующих переданных полномочий Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством при осуществлении регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

На основании изложенного Управление Службы в рамках осуществления федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности осуществляет государственный надзор за обеспечением доступа объектов культурного наследия для инвалидов.

         Во исполнение статьи 47.6. Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» приказами  Службы утверждаются охранные обязательства собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия, содержащие требования к сохранению объекта, к его содержанию и использованию в случае угрозы ухудшения его состояния, к обеспечению доступа к объекту, к размещению наружной рекламы на объекте, его территории в случае, если ее размещение  допускается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии же с пунктом 14 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» действие охранного обязательства прекращается со дня принятия Правительством Российской Федерации решения об исключении объекта культурного наследия из вышеуказанного реестра.

Перечень видов работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки их проведения указываются в акте технического состояния.

Акт технического состояния объекта культурного наследия фиксирует техническое состояние объекта на момент осмотра и определяет состав и сроки проведения работ по сохранению.

Проект акта технического состояния в течение 5 рабочих дней с момента его составления вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия, которые в течение 25 рабочих дней с момента направления акта или вручения представляют в управление свои замечания или предложения.

В случае, если в указанный срок замечания или предложения в управления не поступили, мнение собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия считается учтенным.

Поступившие от собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия замечания или предложения рассматриваются управлением в течение 10 рабочих дней с момента поступления с последующим принятием решения о согласии или несогласии с представленными замечаниями и предложениями.

В случае согласия с поступившими замечаниями и предложениями управление вносит изменения в план работ по сохранению объекта культурного наследия.

В случае несогласия управление в течение 10 рабочих дней направляет в адрес собственника или иного законного владельца объекта мотивированное заключение о принятии такого решения.

Акт технического состояния объекта культурного наследия вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия с предписанием о проведении работ по сохранению объекта, предусмотренных планом проведения таковых работ.

В соответствии со статьёй 47.3. Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия либо лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, обязаны:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

5) соблюдать установленные статьей 5.1 указанного Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):

под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

7) незамедлительно извещать Управление Службы обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия федерального значения в благоустроенном состоянии.

В случае, если содержание или использование объекта культурного наследия федерального значения может привести к ухудшению состояния объекта или его предмета охраны управление устанавливает требования:

- к видам хозяйственной деятельности с использованием объекта, в том числе, ограничение хозяйственной деятельности;

- к использованию объекта культурного наследия федерального значения, предусматривающие ограничение технических и иных параметров воздействия на объект;

- к благоустройству в границах территории объекта культурного наследия федерального значения.

В случае обнаружения при проведении работ на земельном участке объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, собственники иной законный владелец объекта обязан незамедлительно приостановить проводимые работы и направить в течение 3 рабочих дней со дня их обнаружения в управление письменное заявление об указанных объектах.

Кроме того, если проведение земляных, хозяйственных и иных работ может ухудшить состояние объектов культурного наследия федерального значения, расположенных за пределами земельного участка, в границах которого проводятся такие работы, работы должны быть немедленно приостановлены лицом, их проводящим, получившим предписание управления о приостановлении указанных работ.

В соответствии со статьями 40-44 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в отношении объекта культурного наследия федерального значения допустимы исключительно работы по его сохранению.

Согласно статьей 40 указанного Федерального закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

К работам по сохранению объекта культурного наследия относятся:

- консервация;

- реставрация;

- ремонт;

- приспособление под современное использование.

Кроме того, статьей 47 указанного Федерального закона предусматривается воссоздание утраченного объекта культурного наследия посредством реставрации.

Физическая утрата объекта не подтверждает факт утраты объекта культурного наследия и не является основанием для исключения объекта из единого государственного реестра объектов культурного наследия.

Статьей 23 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регламентировано, что исключение из реестра объекта культурного наследия регионального значения осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации при наличии заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

Исключительно государственная историко – культурной экспертиза может установить факт полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

Согласно Положению о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569, экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11.2 указанного Положения экспертиза документов, обосновывающих исключение объектов культурного наследия из реестра, проводится экспертной комиссией из 3 и более экспертов.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных управлением (в отношении объектов культурного наследия федерального и регионального значения, выявленных объектов культурного наследия) или муниципальным органом охраны объектов культурного наследия (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения), проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной  вышеуказанными органами, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

Заявителями на получение задания на проведение работ является:

- физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками или иными законными владельцами объектов культурного наследия;

- управляющие организации, товарищества собственников жилья;

- жилищные кооперативы или иные организации, осуществляющие функции управления многоквартирными домами, отнесенными к объектам культурного наследия;

- государственные органы и иные организации, осуществляющие функции государственного заказчика на поведение работ по сохранению.

Приказом Минкультуры России от 08.06.2016 № 1278 утвержден порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.

Задание в отношении объектов культурного наследия регионального значения выдается управлением в рамках предоставления государственной услуги в соответствии с административным регламентом управления, утвержденным приказом управления от 19.11.2018 № 2-1/092 «Об утверждении административного регламента по предоставлению управлением по охране и сохранению историко – культурного наследия Брянской области государственной услуги «Выдача заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения или выявленного объекта культурного наследия».

Разработка проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Реестр указанных лицензий размещен на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

При разработке проектной документации необходимо руководствоваться статьями 36, 40- 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569, а также ГОСТ Р 55528-2013, ГОСТ Р 55567-2013 и ГОСТ Р 55653-2013.

Согласно Положению о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569, экспертизы проводится:

- в отношении земель, подлежащих воздействию земляных, хозяйственных и иных работ в случае, если управление не располагает сведениями об отсутствии на таких землях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия (экспертиза проводится путем археологической разведки);

- проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в целях определения соответствия проектной документации требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и последующего согласования проектной документации управлением;

- документации или раздела документации, обосновывающих меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при наличии воздействия на объект культурного наследия строительных и иных работ, проводимых на земельном участке, непосредственно связанным с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия.

Государственная историко- культурная экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица на основании договора между заказчиком и экспертом.

При проведении экспертизы несколькими экспертами заказчик заключает договор с каждым из экспертов.

Согласование проектной документации в отношении объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия осуществляется управлением в рамках предоставления государственной услуги в соответствии с административным регламентом управления, утвержденным приказом управления от 07.07.2017 № 2-1/039 «Об утверждении административного регламента по предоставлению управлением по охране и сохранению историко – культурного наследия Брянской области государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия».

Заявителями на получение указанной услуги является:

- физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками или иными законными владельцами объектов культурного наследия;

- управляющие организации, товарищества собственников жилья;

- жилищные кооперативы или иные организации, осуществляющие функции управления многоквартирными домами, отнесенными к объектам культурного наследия;

- государственные органы и иные организации, осуществляющие функции государственного заказчика на поведение работ по сохранению.

Приказом Минкультуры России от 05.06.2015 № 1749 утвержден порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.

Учитывая требования статьей 5.1. и 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569, в случае, если здание не является объектом культурного наследия, но расположено в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, перед проведением работ в отношении указанного здания разрабатывается специальный раздел об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, включающий оценку воздействия проводимых работ в отношении здания на объект культурного наследия

Получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия при отсутствии воздействия на него не требуется.

Однако при наличии воздействия на объект культурного наследия разрабатывается документация или специальный раздел документации, обосновывающий меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, подлежащие государственной историко-культурной экспертизе.

Разрешение на проведение работ в отношении объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия также выдается в рамках предоставления государственной услуги в соответствии с административным регламентом управления, утвержденным приказом управления от 19.11.2018 № 2-1/092 «Об утверждении административного регламента по предоставлению управлением по охране и сохранению историко – культурного наследия Брянской области государственной услуги «Выдача заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения или выявленного объекта культурного наследия».

Приказом Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625 утвержден порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.

Заявителями на получение разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся при обязательном соблюдении следующих условий:

- соответствие проводимых работ разрешению на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и в пределах сроках действия указанного разрешения;

- соответствие проводимых работ согласованной управлением проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

- наличие у лица, проводящего работы по сохранению объекта культурного наследия лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия;

- наличие аттестованных специалистов при проведении работ по консервации и реставрации объектов культурного наследия;

- осуществление научного руководства и авторского надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия;

- осуществление технического надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия.

Управление осуществляет государственный надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия.

Приемка выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с приказом Минкультуры Российской Федерации от 258.06.2015 № 1840, устанавливающим состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия, а также порядок приемки работ по сохранению объектов культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия.

Руководствуясь вышеназванным приказом Минкультуры Российской Федерации, лицо, осуществляющее научное руководство и авторский надзор за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия предоставляет в управление отчетную документацию в течение 90 рабочих дней со дня выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Управление Службы утверждает представленную отчетную документацию в течение 30 рабочих дней со дня ее предоставления в случае выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Непосредственно приемка работ осуществляется комиссионно собственником или иным законным владельцем объекта культурного наследия при участии управления.

В течение 15 рабочих дней после дня утверждения отчетной документации управлением выдается акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно статье 61 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» за его нарушение должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 вышеназванного Федерального закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрены следующие основания для привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны объектов культурного наследия:

Статья 7.13. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

1. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 указанной статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 указанной статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей, повлекшие причинение вреда объекту культурного наследия, в том числе выявленному объекту культурного наследия, либо уничтожение объекта культурного наследия, в том числе выявленного объекта культурного наследия, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до шестисот тысяч рублей.

5. Нарушение требований к архитектурному решению объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в границах территории исторического поселения, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

 Статья 7.14. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия

 Организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 7.14.1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения

1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до двадцати миллионов рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 указанной статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, -

влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до шестидесяти миллионов рублей.

3. Уничтожение или повреждение объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Статья 7.14.2. Неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность

Неисполнение заказчиком и (или) лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

         Статья 7.15. Проведение археологических полевых работ без разрешения

1. Проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

2. Действия, предусмотренные частью 1 указанной статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.

3. Действия, предусмотренные частью 1 указанной статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц - от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.

Примечание. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

         Статья 7.15.1. Незаконный оборот археологических предметов

Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль

18. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, -

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Уголовная ответственность за совершение преступлений в области охраны объектов культурного наследия предусмотрена статьями 243 и 243.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей

1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей -

наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой указанной статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, -

наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

         Статья 243.1. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия

 Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Повреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в крупном размере в настоящей статье признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.

Информацию об объектах культурного наследия, расположенных на территории региона, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, заинтересованные лица могут получить посредством обращения в Управление Службы, на официальном сайте управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://license.rtyva.ru/taxonomy/term/70), а также на портале открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (http://opendata.mkrf).

 

 

 

 

 

Управление по охране объектов культурного наследия Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва

Республика Тыва, г. Кызыл,

Ул. Калинанина 1 «б», каб. 408, 410

Телефоны 8 (39422) 2-02-12, 2-02-16

График работы управления:

понедельник – пятница: с 9.00 до 18.00;

перерыв: с 13.00 до 14.00;

суббота, воскресенье – выходные дни.

Электронный адрес управления: sooknrt@mail.ru

Официальный сайт Управление Службы: http://license.rtyva.ru/

Начальник управления Омак Николаевич Ондар