10. Приказ №707 от 20.11.2019 г. "Об утверждении ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства РФ в области охраны ОКН (памятников истории и культуры) народов РФ федерального значения"

 

 

Утверждено

приказом Службы по лицензированию

и надзору отдельных видов деятельности

Республики Тыва

от 20» ноября 2019 г. №707

 

Ведомственная программа

профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, расположенных на территории Республики Тыва, на 2020-2021 годы

ПАСПОРТ

 

Наименование программы

Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, расположенных на территории Республики Тыва, на 2020-2021 годы

Правовые основания разработки программы

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, расположенных на территории Республики Тыва.

Разработчик программы

Управление по охране объектов культурного наследия Службы по лицензированию Республики Тыва

Цели программы

  • предотвращение рисков причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, расположенных на территории Республики Тыва;
  • предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, расположенных на территории Республики Тыва.

Задачи программы

  • выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, расположенным на территории Республики Тыва, а также нарушение обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
  • устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, расположенных на территории Республики Тыва

возможному причинению вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, расположенным на территории Республики Тыва и нарушению обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

  • установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей и рейтинга конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенного им уровня проблемности, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
  • определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
  • повышение квалификации состава Управления по охране объектов культурного наследия Республики Тыва;
  • создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.

Сроки и этапы реализации программы

  • 2020 - 2021 годы.
  • I этап – 2020 год (краткосрочный период)
  • II этап – 2021 год (плановый период)

Источники финансирования

  • Бюджет Российской Федерации (федеральные субвенции по переданным полномочиям) и Республики Тыва

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • снижение рисков причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, расположенным на территории Республики Тыва;
  • увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов – развитие системы профилактических мероприятий Управления по охране объектов культурного наследия Службы по лицензированию Республики Тыва;
  • внедрение различных способов профилактики;
  • разработка и внедрение технологий профилактической работы внутри Управление по охране объектов культурного наследия Службы по лицензированию Республики Тыва;
  • обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц Управления по охране объектов культурного наследия Республики Тыва;
  • повышение прозрачности деятельности Управления по охране объектов культурного наследия Службы по лицензированию Республики Тыва;
  • уменьшение административной нагрузки на подконтрольных субъектов;
  • повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
  • обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными субъектами;
  • мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению.

Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы

  1. На территории Республики Тыва расположены 1088 объекта культурного наследия, находящихся на государственной охране, из них:
  1. 731 (67,18 %) объектов культурного наследия федерального значения;
  2. 73 (6,7 %) объектов культурного наследия регионального значения;
  3. 284 (26,1 %) выявленных объектов культурного наследия.

По состоянию на 09.10.2019 доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, составляет 92,64 % (1008 объектов).

За период с 01.01.2019 по 10.10.2019 Управлением по охране объектов культурного наследия Службы по лицензированию Республики Тыва (далее – УОКН Республики Тыва) проведено 10 плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них по результатам 2 проверок выявлены нарушения требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Тыва (далее – обязательные требования), что составляет 20 % от общего числа проведенных проверок.

Также, в указанный период УОКН Республики Тыва составлено 6 протоколов об административных правонарушениях, из них:

  1. по статье 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – 2;

По итогам рассмотрения судами протоколов об административных правонарушениях, составленными Управлением по охране ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва к административной ответственности привлечено: 2 физических лица за незаконный оборот археологических предметов.

Общая сумма административных штрафов установленных судом за 2019 год по ст. 7.15.1. 4 тыс. руб. на физических лиц.

Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия федерального значения являются:

  1. незаконный оборот археологических предметов.

Анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, показывает, что органы государственной власти Российской Федерации,  исполнительные органы государственной власти Республики Тыва, государственные органы Республики Тыва, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками или иными законными владельцами и/или фактическими пользователями земельных участков объектов культурного наследия либо осуществляющих проведение хозяйственных и иных работ на объектах культурного наследия, в границах территорий объектов культурного наследия, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного надзора (далее – подконтрольные субъекты) в большинстве случаев не в состоянии обеспечить соблюдение обязательных требований в силу слабого знания норм законодательства и трудностей в понимании существа обязательных требований, что препятствует их эффективному исполнению с грамотным распределением материальных, финансовых и трудовых затрат, а также в силу безразличного отношения к вопросам сохранения объектов культурного наследия и отрицания их приоритетного значения в системе общественных отношений.

В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Кроме того, с учетом специфики предмета государственного надзора, установленного пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), подконтрольные субъекты не образуют специфической группы, объединенной по принадлежности к определенной категории лиц, участвующих в общественных отношениях, или по виду осуществляемой хозяйственной деятельности.

Также, в соответствии со статьей 48 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации. Они могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, с соблюдением условий, предусмотренных Федеральным законом № 73-ФЗ. При этом, указанным федеральным законом не установлена обязанность по извещению уполномоченных органов охраны объектов культурного наследия о возникновении, изменении прекращении в отношении объектов культурного наследия прав собственности, а также иных вещных прав.

 

Раздел 1.1. Анализ и оценка профилактической работы в 2019 году

2. В 2019 году работа по профилактике нарушений обязательных требований реализовывалась УОКН Службы по лицензированию Республики Тыва по следующим направлениям:

  1. информирование подконтрольных субъектов о планируемых и проведенных в рамках федерального государственного надзора Управлением по охране ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва проверках и их результатах на официальном сайте Службы по лицензированию Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Службы по лицензированию Республики Тыва), в том числе о типовых нарушениях обязательных требований, выявляемых в ходе проверок;
  2. информирование подконтрольных субъектов о существующих актуальных обязательных требованиях путем разработки и размещения в открытом доступе на официальном сайте Службы по лицензированию Республики Тыва перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного надзора, а также размещение в открытом доступе текстов данных правовых актов;

3) информирование подконтрольных субъектов относительно процедур федерального государственного надзора в индивидуальном и общем порядке. Индивидуальная разъяснительная работа проводится в форме устных или, при необходимости, письменных разъяснений, которые предоставляются подконтрольному субъекту в рамках рассмотрения индивидуальных обращений, а также, в случаях проведения мероприятий по надзору, предполагающих взаимодействие с подконтрольным субъектом, непосредственно перед началом проведения, и, при необходимости, во время и после проведения таких мероприятий. Общая разъяснительная работа проводится путем: предоставления общих консультаций (разъяснений) по вопросам осуществления государственного надзора в режиме, применяемом для предоставления общих консультаций (разъяснений) по вопросам соблюдения обязательных требований; анализу правоприменительной практики; размещения на официальном сайте Службы по лицензированию Республики Тыва текста Административного регламента;

4) размещение на официальном сайте Службы по лицензированию Республики Тыва в открытом доступе перечней, расположенных на территории Республики Тыва объектов культурного наследия федерального значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр), выявленных объектов археологического наследия, а также границах их территорий, границах зон охраны, предметах охраны и выданных охранных обязательствах;

5) информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, вопросам разъяснения процедур федерального государственного надзора при проведении проверок, в ходе рассмотрения поступивших в Службу по лицензированию Республики Тыва обращений, устного консультирования по телефону, а также в определенные Службой по лицензированию Республики Тыва приемные дни;

Все указанные направления соответствуют мерам по профилактике, предусмотренным статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 47.6 Федерального закона
№ 73-ФЗ Управление по охране ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва ведется работа по оформлению охранных обязательств собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр (далее – охранные обязательства).

Охранное обязательство, является документом, содержащим в себе сведения об особенностях объекта культурного наследия федерального значения, а также перечень обязательных требований по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране такого объекта.

Охранное обязательство направляется Управлением по охране ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва всем собственникам (иным законным владельцам) объекта культурного наследия федерального значения, а также в орган регистрации прав, для регистрации указанных в статье 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости.

По состоянию на 10.10.2019 УОКН Службы по лицензированию Республики Тыва утверждено 232 охранных обязательств.

В силу пункта 7 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ договоры о передаче прав собственности (владения, пользования) на объект культурного наследия федерального значения должны включать существенное условие о возникновении у нового правообладателя обязанностей по исполнению охранного обязательства. Копия охранного обязательства должна являться неотъемлемой частью таких договоров.

С учетом изложенного, работа по оформлению охранных обязательств и направлению их в адрес собственников (иных законных владельцев) объектов культурного наследия федерального значения, а также в орган регистрации прав отнесена настоящей программой к профилактическим мероприятиям, так как обеспечивает адресное информирование подконтрольных субъектов о специальном статусе объектов культурного наследия и установленных в отношении них обязательных требований.

Профилактическая работа по указанным направлениям осуществлялась Управлением по охране ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва в течение всего 2019 года.

 

Раздел 2. Цели и задачи профилактической работы

  1. Целями реализации настоящей программы являются:
  1. предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований);
  2. предотвращение причинения вреда либо угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
  3. повышение прозрачности деятельности Управления по охране ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва при осуществлении федерального государственного надзора;
  4. формирование моделей социально-ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов.
  1. Для достижения поставленных целей настоящей программы необходимо решение следующих задач:
  1. выявление причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
  2. устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
  3. повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
  4. формирование единого понимания обязательных требований у всех участников отношений в области федерального государственного надзора, в том числе путем разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований;
  5. мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение вреда, причиняемого охраняемым законом ценностям;
  6. оценка состояния подконтрольной среды и особенностей подконтрольных субъектов (объектов);
  7. проведение профилактических мероприятий с учетом данных состояния подконтрольной среды и особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
  8. сбор и анализ статистических данных, необходимых для организации профилактической работы, в том числе для определения видов, форм
    и интенсивности профилактических мероприятий;
  9. повышение квалификации сотрудников Управления по охране ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва, уполномоченных на осуществление государственного надзора;
  10. создание системы взаимодействия между подконтрольными субъектами и Управлением по охране ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва, обеспечивающей наиболее полное информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований и проводимой Управлением по охране ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва профилактической работы, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
  1. Целевые показатели реализации настоящей программы приведены в приложении 1 к настоящей программе.

 

Раздел 3. Программные мероприятия

  1. Программой определен перечень мероприятий, реализация которых обеспечивает решение поставленных задач и достижение поставленных целей программы.

Программные мероприятия определены в соответствии с положениями статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, а также с учетом рекомендаций Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований и Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа надзорной и контрольной деятельности» от 27.03.2018 № 2, и включают в себя мероприятия по следующим направлениям:

1) размещение на официальном сайте Службы по лицензированию Республики Тыва перечня правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора;

2) информирование граждан и организаций по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе, проведение публичных мероприятий, разъяснительная и консультационная работа, подготовка и размещение руководств по соблюдению обязательных требований, в случае изменения обязательных требований – подготовка и распространение соответствующих комментариев, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

3) регулярное обобщение правоприменительной практики осуществления Управлением по охране ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва федерального государственного надзора и размещение на официальном сайте Службы по лицензированию Республики Тыва соответствующих обобщений;

4) выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

5) разработка и ведение перечней обязательных требований, и размещение их на официальном сайте Службы по лицензированию Республики Тыва;

6) разъяснительная работа относительно процедур контроля (надзора);

7) создание интерактивных сервисов, обеспечивающих, взаимодействие с подконтрольными субъектами.

Предусмотренные частью 4 статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ специфические профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в настоящей программе не определены, так как для осуществляемого Управлением по охране ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва федерального государственного надзора федеральным и областным законодательством такие мероприятия не предусмотрены.

  1. Перечни обязательных требований, включают в себя, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом № 73-ФЗ, иными федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Тыва в области охраны объектов культурного наследия федерального значения, соблюдение которых является предметом федерального государственного надзора, в том числе требования:
  1. к содержанию и использованию объекта культурного наследия федерального значения, требования к сохранению объекта культурного наследия федерального значения, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия федерального значения;
  2. градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, в границах территории достопримечательного места федерального значения;
  3. к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия федерального значения либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ;
  4. к осуществлению подконтрольными субъектами мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта археологического наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 73-ФЗ, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ;
  5. к осуществлению подконтрольными субъектами мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия федерального значения, предусмотренных проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения.

Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Республики Тыва, размещено на официальном сайте Службы по лицензированию Республики Тыва (http://license.rtyva.ru/taxonomy/term/60), который дополняется соответствующей логической частью.

Принципы формирования, ведения и размещения перечня правовых актов и перечней обязательных требований идентичны.

Перечни обязательных требований разрабатываются и ведутся (регулярно актуализируются) в целях обеспечения наличия систематизированной и актуальной информации о действующих обязательных требованиях, являющихся непосредственным предметом оценки Управлением по охране ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва при осуществлении мероприятий по федеральному государственному надзору, а также обеспечения единообразия понимания предмета государственного надзора.

План-график проведения программных мероприятий с указанием сроков реализации, ответственных исполнителей и ожидаемого результата в соответствии с поставленным целями на 2020 г. утвержден приказом от 20 сентября 2019 г. № 391.

 

Раздел 4. Ресурсное обеспечение программы

7. Реализация программы в течение всего срока ее действия осуществляется Управлением по охране ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва за счет средств федерального бюджета (субвенции по переданным полномочиям) и Республики Тыва, выделяемых на обеспечение деятельности Управления по охране ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва. Привлечение иных кадровых, материальных и финансовых ресурсов для реализации программы не требуется.

Раздел 5. Механизм реализации программы

8. Руководителем профилактической программы является начальник Управления ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва.

9. Руководитель профилактической программы осуществляет:

1) руководство деятельностью должностных лиц Управления по охране ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва ответственных за реализацию программных мероприятий;

2) подготавливает доклады о ходе реализации профилактической программы;

3) организует ежеквартальную отчетность о реализации профилактической программы;

4) осуществляет подготовку предложений по формированию программных мероприятий на следующий год;

5) организует разработку перечня целевых индикаторов программы и показателе мониторинга реализации программных мероприятий;

6) организует проведение мониторинга реализации профилактической программы.

10. Ответственным за организацию и проведение программных мероприятий является отдел контроля и надзора Управления по охране ОКН Службы по лицензированию Республики Тыва.

 

Раздел 6. Оценка эффективности программы

11. Оценка эффективности реализации программы рассчитывается ежегодно (по итогам календарного года) по результатам анализа характеристик достижения значений целевых показателей реализации программы, установленных
на соответствующий календарный год согласно приложению 1 к настоящей программе, определяемых по следующей формуле:

 

  • Пi = характеристика достижения соответствующего целевого показателя, %;
  • Пi факт = фактическое значение соответствующего целевого показателя по итогам календарного года, ед.;
  • Пi утв. = утвержденное программой значение соответствующего целевого показателя по итогам календарного года, ед.

Критерии оценки характеристик достижения целевых показателей приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Характеристика показателя

Уровень реализации программы

Корректировка программы

< 85%

высокий

не требуется

> 85%, но < 60%

средний

требуется в части изменения интенсивности мероприятий и форм профилактических воздействий

> 60%

низкий