

Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Тыва, на 2020-2021 годы
ПАСПОРТ
Наименование программы |
Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Тыва, на 2020-2021 годы |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенным на территории Республики Тыва. |
Разработчик программы |
Управление по охране объектов культурного наследия Службы по лицензированию Республики Тыва |
Цели программы |
|
Задачи программы |
возможному причинению вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенным на территории Республики Тыва и нарушению обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
|
Сроки и этапы реализации программы |
|
Источники финансирования |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
|
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
По состоянию на 09.10.2019 доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, составляет 92,64 % (1008 объектов).
За период с 01.01.2019 по 10.10.2019 Управлением по охране объектов культурного наследия Службы по лицензированию Республики Тыва (далее – УОКН Республики Тыва) проведено 10 плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них по результатам 2 проверок выявлены нарушения требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Тыва (далее – обязательные требования), что составляет 20 % от общего числа проведенных проверок.
Также, в указанный период УОКН Республики Тыва составлено 6 протоколов об административных правонарушениях, из них:
По итогам рассмотрения судами протоколов об административных правонарушениях, составленными УОКН Республики Тыва к административной ответственности привлечено: 3 юридических лиц, 2 физических лица.
Общая сумма административных штрафов установленных судом за 2019 год – 134 тыс. руб., из них:
Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия являются:
Анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, показывает, что органы государственной власти Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти Республики Тыва, государственные органы Республики Тыва, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками или иными законными владельцами и/или фактическими пользователями объектов культурного наследия либо осуществляющих проведение хозяйственных и иных работ на объектах культурного наследия, в границах территорий объектов культурного наследия, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного надзора (далее – подконтрольные субъекты) в большинстве случаев не в состоянии обеспечить соблюдение обязательных требований в силу слабого знания норм законодательства и трудностей в понимании существа обязательных требований, что препятствует их эффективному исполнению с грамотным распределением материальных, финансовых и трудовых затрат, а также в силу безразличного отношения к вопросам сохранения объектов культурного наследия и отрицания их приоритетного значения в системе общественных отношений.
В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Кроме того, с учетом специфики предмета государственного надзора, установленного пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), подконтрольные субъекты не образуют специфической группы, объединенной по принадлежности к определенной категории лиц, участвующих в общественных отношениях, или по виду осуществляемой хозяйственной деятельности.
Также, в соответствии со статьей 48 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации. Они могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, с соблюдением условий, предусмотренных Федеральным законом № 73-ФЗ. При этом, указанным федеральным законом не установлена обязанность по извещению уполномоченных органов охраны объектов культурного наследия о возникновении, изменении прекращении в отношении объектов культурного наследия прав собственности, а также иных вещных прав.
Раздел 1.1. Анализ и оценка профилактической работы в 2019 году
2. В 2019 году работа по профилактике нарушений обязательных требований реализовывалась УОКН Службы по лицензированию Республики Тыва по следующим направлениям:
3) информирование подконтрольных субъектов относительно процедур государственного надзора в индивидуальном и общем порядке. Индивидуальная разъяснительная работа проводится в форме устных или, при необходимости, письменных разъяснений, которые предоставляются подконтрольному субъекту в рамках рассмотрения индивидуальных обращений, а также, в случаях проведения мероприятий по надзору, предполагающих взаимодействие с подконтрольным субъектом, непосредственно перед началом проведения, и, при необходимости, во время и после проведения таких мероприятий. Общая разъяснительная работа проводится путем: предоставления общих консультаций (разъяснений) по вопросам осуществления государственного надзора в режиме, применяемом для предоставления общих консультаций (разъяснений) по вопросам соблюдения обязательных требований; анализу правоприменительной практики; размещения на официальном сайте Службы по лицензированию Республики Тыва текста Административного регламента;
4) размещение на официальном сайте Службы по лицензированию Республики Тыва в открытом доступе перечней, расположенных на территории Республики Тыва объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр), выявленных объектов культурного наследия, а также границах их территорий, границах зон охраны, предметах охраны и выданных охранных обязательствах;
5) информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, вопросам разъяснения процедур государственного надзора при проведении проверок, в ходе рассмотрения поступивших в Службу по лицензированию Республики Тыва обращений, устного консультирования по телефону, а также в определенные Службой по лицензированию Республики Тыва приемные дни;
Все указанные направления соответствуют мерам по профилактике, предусмотренным статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 47.6 Федерального закона
№ 73-ФЗ УОКН Службы по лицензированию Республики Тыва ведется работа по оформлению охранных обязательств собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее – охранные обязательства).
Охранное обязательство, является документом, содержащим в себе сведения об особенностях объекта культурного наследия, а также перечень обязательных требований по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране такого объекта.
Охранное обязательство направляется УОКН Службы по лицензированию Республики Тыва всем собственникам (иным законным владельцам) объекта культурного наследия, а также в орган регистрации прав, для регистрации указанных в статье 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости.
По состоянию на 10.10.2019 УОКН Службы по лицензированию Республики Тыва утверждено 232 охранных обязательств.
В силу пункта 7 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ договоры о передаче прав собственности (владения, пользования) на объект культурного наследия должны включать существенное условие о возникновении у нового правообладателя обязанностей по исполнению охранного обязательства. Копия охранного обязательства должна являться неотъемлемой частью таких договоров.
С учетом изложенного, работа по оформлению охранных обязательств и направлению их в адрес собственников (иных законных владельцев) объектов культурного наследия, а также в орган регистрации прав отнесена настоящей программой к профилактическим мероприятиям, так как обеспечивает адресное информирование подконтрольных субъектов о специальном статусе объектов культурного наследия и установленных в отношении них обязательных требований.
Профилактическая работа по указанным направлениям осуществлялась УОКН Службы по лицензированию Республики Тыва в течение всего 2019 года.
Раздел 3. Программные мероприятия
Программные мероприятия определены в соответствии с положениями статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, а также с учетом рекомендаций Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований и Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа надзорной и контрольной деятельности» от 27.03.2018 № 2, и включают в себя мероприятия по следующим направлениям:
1) размещение на официальном сайте Службы по лицензированию Республики Тыва перечня правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора;
2) информирование граждан и организаций по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе, проведение публичных мероприятий, разъяснительная и консультационная работа, подготовка и размещение руководств по соблюдению обязательных требований, в случае изменения обязательных требований – подготовка и распространение соответствующих комментариев, а также рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3) регулярное обобщение правоприменительной практики осуществления УОКН Службы по лицензированию Республики Тыва государственного надзора и размещение на официальном сайте Службы по лицензированию Республики Тыва соответствующих обобщений;
4) выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
5) разработка и ведение перечней обязательных требований и размещение их на официальном сайте Службы по лицензированию Республики Тыва;
6) разъяснительная работа относительно процедур контроля (надзора);
7) создание интерактивных сервисов, обеспечивающих, взаимодействие с подконтрольными субъектами.
Предусмотренные частью 4 статьей 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ специфические профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в настоящей программе не определены, так как для осуществляемого УОКН Службы по лицензированию Республики Тыва государственного надзора федеральным и областным законодательством такие мероприятия не предусмотрены.
Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Тыва, размещено на официальном сайте Службы по лицензированию Республики Тыва (http://license.rtyva.ru/taxonomy/term/60), который дополняется соответствующей логической частью.
Принципы формирования, ведения и размещения перечня правовых актов и перечней обязательных требований идентичны.
Перечни обязательных требований разрабатываются и ведутся (регулярно актуализируются) в целях обеспечения наличия систематизированной и актуальной информации о действующих обязательных требованиях, являющихся непосредственным предметом оценки УОКН Службы по лицензированию Республики Тыва при осуществлении мероприятий по государственному надзору, а также обеспечения единообразия понимания предмета государственного надзора.
План-график проведения программных мероприятий с указанием сроков реализации, ответственных исполнителей и ожидаемого результата в соответствии с поставленным целями на 2020 г. утвержден приказом от 20 сентября 2019 г. № 391.
Раздел 4. Ресурсное обеспечение программы
7. Реализация программы в течение всего срока ее действия осуществляется УОКН Службы по лицензированию Республики Тыва за счет средств бюджета Республики Тыва, выделяемых на обеспечение деятельности УОКН Службы по лицензированию Республики Тыва. Привлечение иных кадровых, материальных и финансовых ресурсов для реализации программы не требуется.
Раздел 5. Механизм реализации программы
8. Руководителем профилактической программы является начальник УОКН Службы по лицензированию Республики Тыва.
9. Руководитель профилактической программы осуществляет:
1) руководство деятельностью должностных лиц УОКН Службы по лицензированию Республики Тыва ответственных за реализацию программных мероприятий;
2) подготавливает доклады о ходе реализации профилактической программы;
3) организует ежеквартальную отчетность о реализации профилактической программы;
4) осуществляет подготовку предложений по формированию программных мероприятий на следующий год;
5) организует разработку перечня целевых индикаторов программы и показателе мониторинга реализации программных мероприятий;
6) организует проведение мониторинга реализации профилактической программы.
10. Перечень структурных подразделений УОКН Службы по лицензированию Республики Тыва ответственных за организацию и проведение программных мероприятий приведен в приложении 2 к настоящей программе.
Раздел 6. Оценка эффективности программы
11. Оценка эффективности реализации программы рассчитывается ежегодно (по итогам календарного года) по результатам анализа характеристик достижения значений целевых показателей реализации программы, установленных
на соответствующий календарный год согласно приложению 1 к настоящей программе, определяемых по следующей формуле:
* 100 %, где
Критерии оценки характеристик достижения целевых показателей приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Характеристика показателя |
Уровень реализации программы |
Корректировка программы |
< 85% |
высокий |
не требуется |
> 85%, но < 60% |
средний |
требуется в части изменения интенсивности мероприятий и форм профилактических воздействий |
> 60% |
низкий |