Шагаа – обычаи и традиции.

  • 10.02.2021, 08:44

Как и у других скотоводческих народов Южной Сибири, наибольшее значение у нас имеет праздник Нового года - Шагаа. Также как и Сагаалган у бурят, Шагаа наступает в первый день первого лунного месяца.

В праздновании Шагаа — Нового года — можно выделить три основные фазы: канун, первый день и последующий период.

Бүдүү айы — последний месяц уходящего года (канун) Бүдүү айы – канун или последний месяц уходящего года (белый месяц). Новый год — праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключается, в первую очередь, в очищении. Избавляются от хлама в доме, от обид и негативных мыслей, которые накопились за прошлый год. Обращаются с добрыми пожеланиями, но не к кому-то лично, а к вселенной и всем существам, живущим на этой земле.

Бүдүү айы делится на несколько частей – духовное очищение, очищение дома, распаковка запасов к Шагаа, шитье новой одежды.

В это время каждый человек и каждая семья должны основательно подготовиться к Шагаа, внешнему очищению своего аала (квартиры, дома, двора). Эти действия называются кактаныр, арыгланыр, т.е. «трясти», «очищать» всякую грязь, скверну, которые накопились за год. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и трясут на снегу, все старое выбрасывают.

Все помыслы и деяния, совершенные в белый месяц, умножаются во много раз, и плохие, и хорошие, поэтому важно взращивать в себе добродетельные помыслы. Также принято просить прошения и прощать самому. Запрещается проливать кровь животных, употреблять алкоголь. Таким образом, главное назначение бүдүү айы – очищение внешнее и духовное.

Бүдүү хүн – Последний день уходящего года (канун)

Последний день уходящего года называют бүдүү хүн. Как правило, до этого дня вся основная подготовительная работа к Шагаа должна быть закончена. В этот день запрещается делать грязную работу, рекомендуется следить за своим поведением, относиться друг к другу с большим почтением.

Ритуальная часть Шагаа проводилась не в аале, а на специально приготовленном месте, где был совершенно чистый снег, где никто не ходил, не оставлял следов. Поскольку на Шагаа (в отличие от весенне-летних молений в честь духов — хозяев мест) не было конкретного объекта, к которому направлено обращение людей, место выбиралось относительно произвольно, но обязательно на некоторой возвышенности и в незначительном отдалении от аала.

Наступление Нового года празднуют три дня подряд, играют в различные игры, поют песни, играют на музыкальных инструментах, слушают сказителей, устраивают гадания.

Шагаа хүнү – первый день наступившего года (день Шагаа)

В первый день нового года рано утром все одевают нарядные национальные одежды, выходят, и, неся подносы — «деспи», деревянные тарелки с варенной бараньей грудинкой и разными яствами, вместе поднимаются на возвышенное место, где участвуют в обряде «сан салыр» — возжигание священного огня. Каждый старается попасть на этот обряд потому, что считается — кто примет участие в проведении данного обряда, то тому в новом году будут благоволить добрые духи и божества, его ожидают успех и удача.

Под обрядом саң салыр в целом понимается ритуальный костер, место установления которого предварительно тщательно очищается. Его, как правило, устанавливают на возвышенном и чистом месте, на восточной стороне. Дрова или палочки, которые берутся для костра, должны быть ровными и чистыми. В зависимости от местных традиций, складывают их по-разному: одни в виде четырехугольника, другие в форме пирамиды. Эти действия воспринимаются как подношение божествам разного ранга, хозяевам местности, а также как «угощение» самому божеству огня. При этом обязательно произносили йөрээлдер – благопожелания и просили благополучия в наступившем году.

Во время отсутствия мужчин, женщины совершали около своего жилища биче саң салыр – малый обряд возжигания ритуального костра для кормления духа-хозяина домашнего очага, окропляя землю молоком или чаем с молоком с помощью ритуальной ложки — тос карак.

Чолукшулга ёзулалы — это очень важная часть праздника, поскольку в этом обычае соединено несколько смысловых значений: младший по возрасту протягивал руки к локтям старшего ладонями вверх, как бы говоря: когда ты будешь совсем немощный, я поддержу тебя, помогу. Старший же протягивал руки ладонями вниз (у всех народов это жест отдавания), обещая поделиться самым главным, чем владеет пожилой человек – жизненным опытом. Таким образом, это философский жест обещания поделиться всем важным тем, что имеешь. А если учесть, что этим обещанием обменивались все жители Тувы, получалось, что все люди обещали каждый год помогать ближнему. При совершении чолукшууру все говорили: «Амыр менди!» – Мира Вам! И отвечали: «Сол менди!» – Мира и Вам тоже! Не приветствовали друг друга только супруги.

Кадак сунар езулал. Кадак является особым символом уважения, чистого, дружеского и радушного отношения, бескорыстия дарящего. Кадак сгибают и преподносят лицевой стороной на раскрытых ладонях. Сгиб должен быть обращен к себе, а сложенная открытая часть тому, кому он подносится.  

Это означает чистоту и открытость помыслов подносящего. Принимающий вытягивает руки в знак признательности и благодарности, затем аккуратно складывает его. Кадак никогда не вешают самому себе на шею, поскольку это знак уважения другого человека, а не самого себя.

После наступления Шагаа и в течение наступившего ак ай — белого месяца принято оказывать почтение старшим, особенно пожилым, ходить друг другу в гости, общаться, играть национальные игры (кажык, тевек, шыдыраа, даалы, панчык, хендирбе сый шагары и т.д.).

 

Источники:

https://tmgnews.ru/culture_tradition/shagaa-tradiczii-i-obychai-poryadok-provedeniya/

https://zen.yandex.ru/media/id/5c409a98c389e400ad86e62d/kak-provodiat-prazdnik-novogo-goda-shagaa-po-vostochnomu-kalendariu-tuvincy-kitaia-5c4c8c7e2e7d9d00b0e670c3

https://planeta-tyva.livejournal.com/8503.html