Глава Тувы Шолбан Кара-оол подвел основные итоги уходящего 2017 года

  • 26.12.2017, 10:39
Глава Тувы Шолбан Кара-оол подвел  основные итоги уходящего 2017 года

Глава Тувы Шолбан Кара-оол дал оценку уходящему 2017 году в интервью «ГТРК Тыва». Разговор состоялся в не совсем привычном формате – во время поездки премьера в Улуг-Хемский район, прямо в машине. Тем не менее, он получился содержательным и интересным. Вот что, в частности, рассказал Глава республики:

«Год был неплохим, по динамике экономического роста Тува в 2017 году, как и в предыдущем, сохранила позитивную динамику. Индекс промышленного производства 110%. По России это 102,1%.

Наибольший рост дала добыча – главным образом, угля. На сегодня добыто 1,119 млн. тонн, к концу года будет 1,420 млн. тонн – это втрое больше, чем в благополучные советские годы. И резервы еще есть. Только «Межегейуголь» на будущий год ставит планку в 1 млн. тонн, а ведь в Туве помимо них работают еще две крупные угольные компании.

На 12,2% выросли объемы в обрабатывающей промышленности, в том числе в пищевой промышленности – на 13%, на 3,8 % - в строительстве, включая жилищное – на 18%.Услуги увеличились на 3,8 %, розничная торговля - на уровне прошлого года 100,2%.

Животноводство тоже не стояло на месте: есть прирост по всем основным видам поголовья скота. Мы стабильно удерживаем общее стадо по итогам года около 1,3 млн. голов.

На рынке труда отмечается рост численности рабочей силы до 134,6 тыс. человек, общую численность безработных к концу года ожидаем на уровне 21,2 тыс. чел, что составит снижение к 2016 году на 0,5 %.

В уровне жизни населения республика отстает от среднероссийского, но при этом планируем рост среднемесячной заработной платы в номинальном выражении на 4,9% (до 31300 рублей), доходы на одного жителя возрастут - на 6,2% (до 14900 рублей).

Доля собственных доходов республики в бюджете приросла на 4,5 %, и сегодня мы достаточно уверенно обеспечиваем сами более 1/5 всех своих расходов, или вдвое больше, чем могли позволить себе 10 лет назад. Причем, начали расти такие виды доходов, как налог с прибыли предприятий – прибавка за десятилетку в 3 с половиной раза, налог на имущество организаций – в 2,3 раза, транспортный налог и другие.

Если говорить не только о цифрах, но и конкретных проектах, особенно тех, которые дадут эффект в перспективе, то это, в первую очередь, объекты транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуры. Для Тувы с её изолированностью эти проекты, как говорится, «наше всё». Чем быстрее они реализуются, тем скорее республика пойдет на подъем.авто.png

Во-первых, мы практически завершили реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта, она может принимать воздушные суда любого типа. Это открывает дорогу к организации международных перевозок. Предварительные договоренности уже есть – к примеру, с сопредельной Монголией.

Во-вторых, начались строительные работы на новом маршруте федеральной трассы М54. Предстоит отремонтировать и привести к категорийной норме более 300 км дорожного полотна.

Проект М54 уже потянул за собой другие – к примеру, развитие примыкающих к федеральной автомагистрали региональных дорог. В частности, мы планируем отремонтировать дорогу Ак-Довурак – Абаза – это одна из двух артерий, связывающих сегодня республику с остальной Россией. Плюс к этому становятся реальностью давние планы «пробить» еще один автомобильный выход из Тувы на Восточную Сибирь – соединив М54 с Чуйским трактом.

Достаточно плодотворным уходящий год был и для энергетики – построены две крупные подстанции, которые, как минимум, на десять лет вперед снимают для Кызыла вопрос нехватки электроэнергии. А этот дефицит до сих пор серьезно сдерживал развитие города. Другой многообещающий задел – организация транзита электроэнергии через сети Тувы в Монголию. Есть все предпосылки, что соглашение по нему состоится.

Сейчас наша страна преодолевает период санкций, которые отражаются, прежде всего, на экономических показателях, на финансах. Но год пройден, и бросать камни в него нам не стоит. Наоборот, нужна еще большая мобилизация сил.

Возьмем такое чувствительное направление, как сельское производство. Понятно, что здесь быстрых результатов не бывает, вложения окупаются долго. Тем не менее, наши животноводы не снижают поголовье. Сама природа, обычаи и традиции способствуют тому, чтобы и сегодняшнее поколение жителей опиралось на животноводство, как самое стабильное дело. Поэтому здесь предпринят целый ряд инициатив, стимулирующих развитие животноводства.

Прежде всего, это "Кыштаг для молодой семьи". Проект понравился людям. Теперь не только молодежь, но и более старшие люди хотят в нем участвовать. С одной стороны, это хорошо. Но с другой, у нас ограничен бюджет, чтобы бесплатно раздавать скот всем. Поэтому пока придется сосредоточиться на молодых. Это та категория населения, которая требует особой поддержки. Надеюсь, народ меня поймет. В традициях тувинцев всегда было так – помогать молодым семьям. Издавна на свадьбе родственники отдавали им, кто что мог, чтобы молодые могли поставить юрту, построить кошары, приобрести скот. Обеспечивали своего рода стартовый капитал.

авто 1.pngРазумеется, мы заинтересованы в том, чтобы участников проекта было как можно больше. Будем думать и над тем, как вовлекать в него старшее поколение. Запрос есть, надо на него отвечать. Мы намерены организовать помощь по принципу «Кыштага» в сфере оленеводства, для его возрождения.

На сегодня в Туве людей, которые идентифицируют себя с тувинцами-тоджинцами, т.е. потомками тех оленеводов, которые держали тысячные стада оленей, насчитывается 2,8 тысячи человек, или примерно 700 семей. А общее поголовье оленей составляет около 3 тысяч. Получается, по 3-4 оленя на семью. Даже на личное подсобное хозяйство не тянет.

Я бы хотел, чтобы эти люди вернулись к исконным занятиям предков, чтобы на каждую семью было хотя бы по 500-600 оленей. Тем более, что просторы Тоджи позволяют держать такие стада, а на рынке существует огромный спрос на продукцию оленеводства, на экологически чистое мясо, на те же унты, панты и т.д.

Именно с целью возрождения оленеводства мы в свое время договорились с китайской компанией «Лунсин», которая зашла в Тоджу еще до меня, в 2005 году, создать на паритетных началах фонд поддержки оленеводов. Тогда речь шла скорее о сохранении маточного поголовья, чем о развитии оленеводства. Мы были готовы субсидировать оленеводов только ради того, чтобы они не вырезали оленух. Так был введен трехлетний мораторий на забой оленей, который позволил уберечь от истребления целую отрасль АПК, а заодно сохранить и уникальное занятие, унаследованное от предков.

Теперь пришло время перейти от сохранения к росту отрасли. Хотим по аналогии с «Кыштагом» поддержать порядка 15 оленеводов в Тодже. Выберем самых сильных из тех, кто готов заниматься этим, дадим льготы, дадим животных. Минсельхоз Тувы уже изучает варианты закупок племенных оленей – в якутском Нерюнгри, например.

Число участников этого проекта не случайно ограничено 15 семьями. Оленеводство - непростой, тяжелый труд. Здесь не всякий справится даже из тех, кто называет себя тувинцем-тоджинцем, наследником оленеводов. Нужны действительно очень сильные, умелые и настырные люди. А мы постараемся максимально облегчить их труд и жизнь в тайге, обеспечив современным оборудованием и гаджетами – спутниковыми телефонами, снегоходами, более комфортными, чем традиционные чумы, палатками, и т.д.

Потребуются немалые деньги. Но, думаю, кроме средств бюджета будем привлекать и частный капитал – уверен, что желающие инвестировать в оленеводство среди богатых людей найдутся.

Другое направление – туризм. Я верю, что у него в Туве есть будущее. Правда, с некоторыми оговорками. В силу суровой зимы надеяться на миллионный поток туристов нам, конечно, не стоит. Но если мы будем держать курс на VIP-туризм, то, думаю, у нас получится. Именно для этого мы развиваем нужным образом инфраструктуру – строим гостиницы, обновляем аэропорт, создаем базы под требования самых взыскательных людей, людей с хорошим кошельком.

Разумеется, для повышения туристической привлекательности нам еще многое надо сделать, причем, всем вместе, а не только правительству. Я говорю в том числе и о репутации республики в информационном пространстве, особенно в интернете. Не секрет, что имидж здесь Туве создается не самый хороший.

Часто вижу, как пугают Тувой – мол, ой как страшно в Кызыле, невозможно выйти, тебя там зарежут или убьют и т. п. Я все-таки считаю, что республика изменилась, и в лучшую сторону. Конечно, есть проблемы с преступностью, как и везде. Мы пытаемся комплексно их решать. Если в 2006 году тяжких и особо тяжких преступлений было 3398, то в 2015 эта цифра снизилась до 1965. Сейчас, с падением реальных доходов, она немного выросла, где-то на 300 случаев. Но это уже не 3 тысячи, почти на 1100 меньше. авто 2.png

Есть и другие, более убедительные цифры. К примеру, убийств по 2006 году было 244, сейчас стало 112, в 2,5 раза меньше. Значит, можем добиваться. Или возьмем статистику умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Это как раз то, чем пугают туриста – уличная преступность, разбой. Десять лет назад их было 790, сейчас 395. Есть результат, надо только всем обществом сопротивляться криминалу, и не лежа на диване с компьютером.

Вообще нашим диванным экспертам, если уж они не в силах обойтись без очернения родной Тувы, надо быть объективнее, благо все данные по преступности есть в открытом доступе. Посмотрите, что дает, к примеру, рост хищений. Общая цифра – 5 тысяч, по сравнению с прошлым годом ухудшение почти на 2 тысячи. Но в структуре хищений на первом месте воровство мобильных телефонов, это почти половина всех случаев. Иначе говоря, карманники активизировались, а не головорезы.

Конечно, все это от малых доходов людей. Вот почему правительство инициировало целый ряд социальных проектов, направленных на поддержку незащищенных слоев населения - многодетных семей, сирот. Это «Социальный уголь», «Корова-кормилица», «Социальный картофель». Все они направлены на то, чтобы сбалансировать реальную ситуацию.

Если говорить о безработице, то это ситуация по сравнению с предыдущими годами стабилизировалась и даже меняется в сторону сокращения. Возможно, сыграли роль именно эти проекты, особенно «Кыштаг», «Одно село – один продукт». Мы почти 400 млн. рублей потратили на поддержку малого и среднего бизнеса. Я этим горжусь, потому что раньше выделялось всего 300-400 тысяч рублей в год на малый и средний бизнес. А сейчас только в 2017 году на предпринимателей распределено около 70 млн. рублей.

В последние годы мы стали расширять спектр поддержки, адресуя её, прежде всего, селу. Внутри этой категории приоритет сегодня отдается малым селам, тем, где есть угроза исчезновения. На конец года установлено 66 сел, где проживает менее 1100 человек. Среди них в 14 селах менее 500, в восьми - менее 250 человек.

За последние три года из этих сел выехало почти 300 человек. Причин много, но ключевые – отсутствие или плохой уровень социальной инфраструктуры. Так, в половине нет водоснабжения. Во многих нет ФАПов. В семи отсутствует мобильная связь. Это упущение власти и его надо устранять. Мы сейчас этим и занимаемся – строим спортзалы, клубы, восстанавливаем водоснабжение, доводим связь.

Нельзя нам терять ни одно село, даже самое малое. Для наших жителей это самая крепкая опора в жизни, более надежная, чем любой город. Тут у человека, в отличие от города, есть земля, которая при любых обстоятельствах его прокормит, даст возможность держать скот, птицу, получать доход и обеспечивать себя, будущее детей.

В 2017 году мы существенно продвинулись в узловых инфраструктурных вопросах, от которых зависит развитие всей республики, независимо от того, город это или село. В первую очередь в вопросах транспортной доступности территорий. Надеяться на то, что экономика пойдет в рост без развитых дорог, не приходится.

Самое большое достижение в этом плане за год –начало реконструкции нового направления федеральной автомагистрали. С 1 января дорога от Кызыла до Хандагайты перешла в федеральное подчинение. Пошли серьезные вложения, чтобы она была безопасной и соответствовала по техническим нормативам статусу федеральной. Уже в этом году на реконструкцию потрачено 310 млн. рублей, раньше выделяли всего лишь 20 млн.рублей, а общая сумма инвестиций предполагается за 7 млрд.

Теперь мы можем все 800 млн. рублей нашего Дорожного фонда сконцентрировать на содержании и ремонте других дорог. Их у нас более 5тысяч 800 километров. Одним из объектов стал Ангарский бульвар в Кызыле, в обновление которого мы вложили 32 млн. рублей. Приступили к ремонту абазинской трассы. Есть планы пробивать грунтовку через Монгун-Тайгу на Чуйский тракт, строить дорогу между Чеди-Хольским и Овюрским районами.

Еще одно важное направление с позитивными подвижками - энергетика.

Помните, в 2016 году мы закончили закольцевание линии между Чаданом и Кызылом. Это повысило энергобезопасность республики и дало дополнительные 80 мегаватт электричества. Сейчас дефицита электричества нет на пять лет вперед. А ведь буквально несколько лет назад энергетики нам отказывали в подключении новых строек: электричества нет, и все. Сейчас этих споров нет. Это большой шаг вперед, возможность для малого и среднего бизнеса, для Кызыла развиваться.

В 2017 году в продолжение модернизации сетевого хозяйства мы построили целых две подстанции, которые на ближайшие лет 10 сняли проблему электроснабжения правобережного Кызыла. И Вавилинский затон, и часть правобережных дач сейчас обладает достаточно устойчивым обеспечением электричества. За это спасибо нашему великому земляку Сергею Кужугетовичу Шойгу, который профинансировал не только электроснабжение военного городка 55 бригады, но и дал возможность обеспечить запас мощности для всего города.

На очереди другой важный шаг в энергокомплексе – проект транзита электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС в Монголию и, может быть, в Китай. С новым руководителем ФСК мне предстоит продвигать дальше эту инициативу. Её реализация нужна Туве как возможность в перспективе за счет экспортных доходов снижать стоимость электроэнергии для своих нужд.

Все эти успехи, большие и малые, закладывают хорошую основу для продолжения роста в наступающем 2018 году. Приоритеты, которые правительство будет поддерживать, известны, они взяты не с потолка, а из наших предыдущих результатов. Они определены с прицелом на то, чтобы как можно больше наших людей могли участвовать в экономических проектах, находить применение своей предприимчивости, своим талантам и тем самым строить свое благополучие. Это возрождение малых сел. Это подъем сельского хозяйства, которое не сегодня является главной экономической опорой Тувы. Это развитие туристической отрасли.

Власти республики со своей стороны сделали и продолжают делать все, чтобы наши граждане смогли реализовать себя в этих отраслях. Мы будем и дальше вкладывать больше средств в АПК, в село. Будем создавать благоприятные условия для привлечения туристов, включая развитие аэропорта, открытие новых авиарейсов, чтобы нашим туроператорам было с кем работать. Только дерзайте, трудитесь, осваивайте новые виды бизнеса. 

И, само собой, я знаю, что мои земляки сильны в единстве, мы дорожим стабильностью в обществе, которую мы вместе создали – это тоже капитал, и очень серьезный.